«Сутра и тантра: есть ли короткий путь к просветлению?» Роберт Турман.
Для нас это событие имело большую ценность, едва ли оставив и среди публики равнодушных к харизме и неповторимости Роберта Турмана, к тем действительно полезным знаниям, которыми он поделился с нами. Мы же, в свою очередь, желаем поделиться ими с теми, кто готов и хочет вступить на путь эволюции.
Роберт Турман посвятил свою лекцию тантре, как философии развития человека на пути к просветлению. Он говорил о Пути, которым необходимо следовать , чтобы эволюционируя, человечество обрело то состояние, которое в буддизме принято называть состоянием Будды.
Прежде всего, для понимания к чему же человеку стремиться профессор вкратце рассказал в начале своей лекции о истинной природе Будды, о том состоянии, в котором Будда прибывает и о возможности такого состояния для любого из нас.
«Будда осознал какой природы реальность - заметил профессор,- он понял, как функционирует жизнь и смерть, какова природа реальности, что такое быть в настоящем моменте и что такое открыть свое сердце каждому созданию на планете». Будда обладает умом и телом (материальным). Ум – это причина мудрости, тело – это причина сострадания, любви.
Через единение со всем сущим, через отсутствие границ своего «я», Будда пребывает в каждом из нас и мы все – это один будда.
«Так как Будда пребывает в каждом человеке. Он ощущает его как самого себя. Например, если человеку плохо, он ощущает это. Но он не может наполнить его блаженством, наполнить блаженной энергией так как человек может испугаться этого ощущения слишком сильного, и даже сойти с ума. Поэтому он проявляется в другом образе, например в образе другого человека, который приятен, например в образе друга, благодаря которому можно получить утешение» .
Он может проявиться как что угодно, это очень тонкая материя ( здесь можно привести аналогию со снами, где наше тело может быть в одном месте и образе потом, вдруг, в другом, так как тело сновидения это тонкая энергетическая материя). Итак, Будда находится в полном единстве со всеми, он чувствует нас, наши чувства, эмоции и желания. Он пребывает в реальности и в нас и желает счастья каждому.
Турман считает, что если бы люди были Буддами, то каждый бы, будучи вне границ своего тела, через растворение своего «я», осознание своей «пустотности», чувствовал бы единение с каждым, чувствовал бы другого человека как самого себя. Ощущение единства с каждым созданием нашей планеты, его приятие, а не отвержение (что часто бывает в современном мире, когда через ненависть или вред, который человек причиняет своему ближнему, тем самым отвергая его, давая ему понять что он другой и не равен ему) - это путь мудрости и сострадания. Более того, ощущение себя в единении со всем сущим, ощущение себя в каждом моменте жизни, здесь и сейчас – это и есть нирвана, состояние Будды.
«Таким образом,- подводит итог под вышесказанным Роберт Турман,- лучший вариант развития - осознавать, что наше будущее в наших руках, наша эволюция находится под контролем собственных действий. Этика определяется тем, на сколько обширно становится наше мироощущение. Этика нашего поведения, будь то речь или поступки или эмоции, влияет на наше развитие и когда мы понимаем это у нас появляется естественный набор причин, естественное желание быть этичным по отношению к другим. Лучший вариант развития – это Будда : обладать мудростью и состраданием, открыться миру и присутствовать в каждом создании этого мира, почувствовать или воспитать в себе связь со всем сущим, то есть быть бодхисаттвой, чтобы затем, развиваясь, стать буддой.
Худший вариант - это закрыться от мира, обособиться. Чтобы защититься, пребывая в псевдобезопасности, такой человек создает вокруг себя тюрьму, закрывает свое сердце и вот таким вот образом он влияет на свою эволюцию. Которая вовсе и не эволюция. Будда назвал Адом подобное состояние».
Говоря о духовной эволюции и обретения просветления, имеется в виду не эволюция одного дня, после посещения семинара просветленных гуру, и не годового обучения у этих же гуру. Чтобы продвинуться к просветлению и эволюционировать нужна не одна жизнь, Будда тоже пережил множество воплощений. « И если вы хотите, например, родиться щедрым в будущей жизни, нужно уже сейчас в этой жизни начинать проявлять щедрость».
И кстати, как заметил Турман, уже в самом конце лекции, в современном мире имеются некие искаженные представления о тантре. Когда человек, смотря на тибетские или индийские изображения мужчин и жнщин, находящихся в соитии или других немыслимых божеств, вызывающих у наблюдателя чувство страха и мысли о жестокости. Тогда человек начинает думать, что тантра - это секс или секс в извращенной форме, основанный на насилии и жестокости или жестокость и насилие в чистом виде. Это совсем не так. Здесь имелось в виду, что манипулируя энергиями, сопровождающими те или иные изображения, например, энергиями насилия, похоти или разрушения, и направляя их на созидание и преобразуя в позитивные мы, таким образом, трансформируем себя, постепенно помогая процессу эволюции.