Исследование «Портрет, фотография и гармония личности»

Нашей идеей было попробовать совместить творческий процесс: портретная живопись, от уникальной творческой пары художников Ирины и Валерия Нагий с методом видеокомпьютерного психологического анализа (ВКП), который проводила психолог Ирина Анисимова. 

Здесь мы исследовали воздействие творческого процесса на человека, а с помощью метода ВКП мы визуально, воочию, могли увидеть результаты этого воздействия. 

Вторым экспериментом был синтез интеллектуально-эстетических искусств. Мы пригласили художников, Ирину и Валерия, написать портрет А.В. Банникова, во время его доклада. Таким образом, решив соединить гармонию языком математики, с той творческой гармонией, которую несла пара художников, погрузив всех присутствующих гостей  в удивительную атмосферу гармонизации.


Для начала о художниках: Ирине и Валерии. Художники создают свои работы  вместе, действуя в полной гармонии между собой и пространством, а их работы, удивительно одухотворенные, заключают в себе ту полноту и завершенность, как если бы принадлежали кисти одного художника. Нам и нашем гостям очень интересно было наблюдать за процессом написания портретов, за тем, насколько гармонично он происходит и эта полнота чувств, рождаемых творческим процессом несомненно передалась каждому из присутствующих в зале. 


В первом эксперименте мы пригласили  поучаствовать в качестве модели известную оперную диву Галину Чернобу, солистку Большого театра, заслуженную артистку России и Украины.

Так же были сделаны и фотографии самих художников, как  непосредственно участвующих в творческом процессе.

Пока шел процесс написания портрета, психолог, ведущая мастер-класса Ирина Анисимова рассказала гостям немного о методе ВКП. Здесь следует дать небольшие пояснения о сути метода, чтобы понимать затем как он работает и благодаря чему нам удалось увидеть интересные результаты. 

Метод ВКП заключается в том, что, с  человека снимается психограмма в виде его фотографии. И с помощью компьютерной программы, замеряющей малейшие изменения лица, называемой асимметрией,  левая половина лица сопоставляется с левой, а правая с правой. Это делается для того, чтобы в итоге увидеть какова духовная сущность человека - за что отвечает правое полушарие мозга, и что человек демонстрирует социуму - за что отвечает левое полушарие. В нашем случае любопытно было посмотреть  как повлиял творческий процесс на  внутреннее состояние Галины и  самих художников и какова возможность гармонизации  по средствам творчества.


В конце мастер-класса ко вниманию заинтригованных  гостей, с интересом ожидающих итогов эксперимента, были представлены результаты того, как творческий процесс может воздействовать на  гармонию личности. 


По сделанным заранее фотографиям мы и наши гости сначала увидели социальный и духовный образ Галины, а так же Ирины и Валерия Нагий, а уже по фотографиям сделанным после написания портрета можно было  подвести определенные итоги и сделать любопытные замечания по цели  нашего исследования.

Итак, на итоговых фотографиях с помощью методики ВКП мы убедились воочию, что действительно, творческий процесс повлиял как на   Галину, так и на самих художников, но с некоторыми отличиями. 


Ирина Анисимова заметила, что в конце мастер-класса Галина пребывала в более гармоничном состоянии, чем в начале мастер-класса, что помогло художникам написать именно духовный портрет Галины, но не деловой и официальный образ, который, как правило, представлен обществу . 

А вот у художников, согласно их фотографиям, гармонизация возросла значительно выше. 

Интересный момент  заключается в том,  что  художники, непосредственно занятые написанием портрета, с помощью своего творчества, к тому же работая вдвоем, что значительно усиливает влияние, наполнили гармонией не только себя, но и передали это состояние Галине, а так же, несомненно, всем присутствующим в зале. 

Благодаря такому интересному эксперименту можно было сделать вывод, что процесс творчества влияет не только непосредственно на тех, кто им занимается, но и на тех, кто его наблюдает, находясь в самой атмосфере творчества.

Здесь удачным является момент сравнения с камертоном, когда личности, находящиеся рядом, в одной атмосфере, в нашем случае это процесс написания портрета, сонастраиваются в большей или меньшей степени одинаково, как бы взаимно влияют друг на друга, повышая уровень личный гармонизации.


После удачного первого эксперимента, мы решили провести второй. Но здесь уже скорее это был не эксперимент, а точное знание, проверенное на практике.  Опираясь на сделанные итоги, в процессе прочтения доклада Андреем Владимировичем,  мы решили гармонизировать атмосферу в целом, повысив уровень гармонии каждого из слушателей,  соединением живописного творчества Ирины и Валерия с интеллектуальным творчеством А.В. Банникова.  

Результаты совместного творения хоть и не были отмечены визуально, на фотографиях, как в эксперименте с ВКП, но несомненно, повлияли на внутреннее состояние наших гостей. 

Мы были рады, что открыли для себя и для всех присутствующих на мастер-классе ВКП и докладе А.В. Банникова удивительное влияние   творческого взаимодействия  и  будем продолжать  дальнейшие эксперименты с синтезом различных методик, с целью открыть дополнительные возможные пути гармонизации личности.