Основные темы и позиции, которые обсуждались:
- Тенденции развития современной культуры в эпоху тотальной аудиовизуальной экспансии
- Основные приоритеты государственной культурной политики – фундамент идеологии
- Новые гуманистические мировоззренческие парадигмы в странах ЕАС, как основы зарождения цивилизации будущего
Модератор встречи: С. Дворянов (руководитель Координационного Совета ИПЭК «ЕАС:Восток-Запад»). Приглашенные гости мероприятия: Ю. Дергачев (профессор, доктор наук, философ, эзотерик), Р. Романовский (продюсер, кинорежиссер) В.Пацуков (искусствовед, специалист в области современного искусства), Л. Афанасенко ( Вице-президент партнерства «ЭЛЬЛОГОС», исследователь закономерностей развития человека, действительный член Европейского научного общества), Ю. Розум (Народный артист России, музыкант).
Эксперты сошлись во мнении, что человек, который является авторитетной фигурой уходящего 20-го века, не может быть один. Запрос был – высказать мнения по поводу политиков и культурных деятелей, по поводу материальных и духовных сфер жизни. Итак, ряд фигур, которые оставили свой след для каждого свой и для человечества в целом: по мнению Р. Романовского, это П. Столыпин (государственный деятель, который предсказал многие политические события и реформы) и В. Высоцкий (человек, который помимо всех заслуг внес в русскую словесность пророческую ноту). Партнерство «ЭЛЬЛОГОС» разделяет философию М. Ганди (идеолога и руководителя движения за независимость Индии от Великобритании). Его философия ненасилия (сатьяграха) оказала влияние на национальные и международные движения сторонников мирных перемен. В борьбе за независимость Индии М. Ганди использовал концепцию и методы ненасильственного сопротивления.
Так же эксперты отметили Р. Генона (французский философ, мыслитель, остающийся влиятельной фигурой в области метафизики и традиционалистики) и Уолта Диснея (американский художник, мультипликатор, кинорежиссер), который был выделен как человек сумевший изменить тенденцию развития мировой культуры и сделал западную культуру массовой, с позитивной и негативной сторон. Говоря о мифах нынешнего, 21 века, понимая, каких возможностей достигло человечество, о тех противоречиях, которые имеют перспективу дальнейшего углубления и о духовности, вспомнился миф, о Короле Артуре. Идеальное царство и правление предполагает наличие двух религий; с одной стороны — это материальная и земная религия, а с другой сокральная, так называемая «вертикальная» религия. По мнению Ю. Дергачева: «Миф о Короле Артуре — универсальная матрица вселенской гармонии». Можно взять более земные материи, например Интернет, который поменял нашу жизнь, и без которого современное человечество не может себя представить. Также миф о расщеплении атома — после этого открытия мир перестал быть таким, каким он был до этого. Он изменился навсегда. Но человеческое сознание расщепляет гораздо больше чем ученые. Оно может стать мифом или реальностью, возможность сознанием сотворить новую вселенную, это главное преобразующее начало в хаосе нашего времени. Перемещаясь выше по шкале прекрасного, была раскрыта тема Искусства и тайны поэзии: недосказанность, недоговоренность, торжество созвучий, смешение кислого с горьким, сладкого с соленым, всесмешение, тайна поэзии в отстраненности. По мнению Р. Романовского «Искусство поэзии — в невозможности сказать о любви! Как бы это ни парадоксально звучало». Искусство поэзии являет высшую степень абстракции, которую наиболее точно выражает действительность. Вспышка, шок, озарение-поэзия, это инструмент который позволяет войти в другое измерение, минуя все преграды. Слово, это многогранная сила, но, к сожалению, в сегодняшней действительности оно претерпело огромную трансформацию. Сама духовность предполагает стремление человека к истине, добру, красоте и особое отношение к Слову,как к великому Дару и Силе. Осознание всего этого помогает нам по-новому взглянуть на гуманистические парадигмы будущей цивилизации.
Мнение партнерства «ЭЛЬЛОГОС» совпадает с высказыванием В. Пацукова (искусствовед, специалист в области современного искусства) «Казимир Малевич, человек который обратил наше мировоззрение в первичное, докультурное состояние, состояние в котором всё заканчивается и заново возрождается. Для меня, картина «Черный квадрат» связана с теорией большого взрыва и рождения вселенной. Это как начало творения и одновременно его завершение, как катастрофа и возрождение», что полностью соответствует парадигме новых реалий — эпохе смены и переключения времени.