Сразу следует отметить, что психологический возраст, на наш взгляд, следует в основном рассматривать в приложении к биологически взрослым людям, начиная с 14-17 лет, поскольку в более раннем возрасте по объективным признакам биологический и психологический возраста, как правило, совпадают.
Здесь рассматриваются семь стадий психологического возраста, каждая из которых зависит от степени развития расширенного сознания человека и дает возможность подняться ему до уровня понимания соответствующего физического и духовного плана.
В зависимости от достигнутого уровня психологического возраста человек наделяется определенными качествами и состоятельностью. Чем более высокой стадии психологического возраста достигает человек, тем более этичнее его взаимодействие с окружающим миром. Это и есть составляющая этики.
Из приведенной ниже таблицы видно, что уровень психологического возраста - есть степень развития сознания конкретного человека.
Уровень сознания |
Критерии, по которым можно оценить уровень сознания | ||||||
Внимание |
Восприятие времени |
Внутреннее состояние |
Отношение к здоровью |
Речь |
Взгляд |
Отношение к еде | |
Младенец (Учится жить для себя. Мир и других людей делит на «Я» и «не Я». Поведение непредсказуемо. Основные ощущения – боль и блаженство) |
Проявляет во всех своих действиях и поступках, в основном, такие качества как бдительность и осторожность, поскольку безграничность и непознанность им мира пугает и настораживает, он не может предвидеть результата или последствий своего поведения и действий. Его надо учить принимать ситуацию |
В состоянии оценить события, происходящие только в данный момент. Все, что минуло, кануло в лета, все, что грядет, неизвестно. Наверняка не вспомнит, что было неделю назад в такое-то время. |
Резкая смена настроений, как правило, без особых причин. Не видит и не знает смысла жизни. В делах и поступках проявляет робость, нерешительность, не умеет или не пытается отстоять свою точку зрения. Принятие какого-либо решения – проблема. |
«По мелочам» не болеет терпит, пока не прижмет основательно. Всегда имеет при себе большое количество лекарств и буквально ими пропитан. Лечится – любимое занятие. Смерть на него действует завораживающе и вызывает любопытство. |
Слова произносит отрывисто, паузы, в разговоре несоразмерные, предложения строит грамматически и стилистически неправильно. |
Если встретиться с ним взглядом, он свой отводит. Причем, взгляд может выражать 2 крайности: или испуганный, или «стеклянный». |
Питание рассматривает только как процесс насыщения. Его бесполезно удивить красотой приготовленного блюда, его вкусом, полезностью и т.д. Любоваться продуктами питания он не умеет. Для него все это только еда. Не в состоянии усваивать тонкую духовную субстанцию. Такие говорят: «У меня есть голова, и я ею ем».
|
|
Уровень сознания |
Критерии, по которым можно оценить уровень сознания | ||||||
Внимание |
Восприятие времени |
Внутреннее состояние |
Отношение к здоровью |
Речь |
Взгляд |
Отношение к еде | |
Ребенок (Учится жить для семьи. Мир делит на «Я» и «Другие», мои – чужие, «Я» и все остальные. Очень привязчив, старается поуютнее устроится в этом мире. Ценности для него составляют только материальные блага. Ребенок – наиболее распространенный тип психологического возраста на Земле. Людей он судит по поступкам, абстрактное мышление не развито.) |
Проблема сосредоточенности, но умеет «собраться», собрать внимание. |
Делит периоды жизни на дни недели, но не умеет вписывать одну ситуацию в другую. Он не видит связи между ними. Для него это последовательный набор событий. Естественно, он не может прогнозировать последствия и развитие событий. Расширенного сознания еще нет, но ребенок знает, что в жизни существуют правила. |
Способен контролировать свои движения, но не эмоции. У него все «написано на лице». |
Смерть его страшит. |
В основном состоит из несвязных фраз. |
Рассеянный, старшему преданно смотрит в глаза |
Старается есть то, что полезно. Если старший сказал – вот это полезно, запомнит на всю жизнь. |
Уровень сознания |
| ||||||||||
Внимание |
Восприятие времени |
Внутреннее состояние |
Отношение к здоровью |
Речь |
Взгляд |
Отношение к еде | |||||
Подросток (Достаточно высокий уровень развития. Он живет для дела, старается развивать свои наиболее сильные стороны и способности. Мир делит на «Я» и «Ты». Сравнивает себя с другими по отношению к своим возможностям, не признает авторитетов. В других людях видит либо соперника, либо спутника. Жизнь воспр-т как соревн-е. Он – хозяин материального плана, живет четко по правилам и старается диктовать их др. Как правило, он трудоголик). |
Старается сконцентрироваться, придать направление точке зрения. |
Способен видеть отдаленную перспективу, но в ближайшей ситуации много проблем со временем: считает и боится, что времени постоянно не хватает или не хватит для выполнения чего-либо. Отсюда подросток старается все расписать по минутам, исключительно пунктуален. |
Способен контролировать свои эмоции (это высокий уровень), умеет при необходимости успешно схитрить, но все написано уже не на лице, а только в глазах, которые его выдают. |
Подросток скорее всего пожертвует здоровьем ради дела и карьеры. Боится умереть, потому что всегда какое-то дело не завершено. |
Становится связной, предложения стоятся правильно. В речи прослеживается логика рассуждений. |
Смотрит в глаза, чтобы оказать давление, взгляд тяжелый и «плоский». Кажется, что взгляд подростка - наглый, раздевающий – разрушающий, он вызывает дискомфортное состояние. От его взгляда отворачивается все живое, не выдерживая напора. |
Любит попробовать новые, престижные или деликатесные блюда. | ||||
Уровень сознания |
Критерии, по которым можно оценить уровень сознания | ||||||||||
Внимание |
Восприятие времени |
Внутреннее состояние |
Отношение к здоровью |
Речь |
Взгляд |
Отношение к еде | |||||
Юноша (Учится жить для др. Мир воспр-т как «Я», «Ты» и «Мы», проявляется мастерство и место в жизни. Ценит одиночество, трудится во имя идеалов. Мысли высокие, неразрывно связаны с идеалами. Появляется способность к абстрактному мышлению. Мыслит на основе чувств, увлекаясь рассуждениями. Одежду носит удобную, а не престижную. Пытается найти истину, в связи с чем ищет учителя. У юноши слишком развит ментал (нереализов. планы). Любит анализ-ть, иссл-ть) |
Сконцентрировано |
Жизнь делит на этапы, расставляя свои вехи. |
Может скрывать свое внутреннее состояние, но главная ошибка в том, что не хочет этого делать. |
Способен понять, что мысль влияет на здоровье. Юноша пытается скорректировать свое тело самыми жесткими методами, любят свое тело. Смерти не боится, пытается ее презирать, держит смерть «про запас» как один из крайних выходов из положения или ситуации. |
Во время разговора ведет связанные беседы, появляется способность думать, не прерывая речи. Задает много вопросов собеседнику, просит многое уточнить. Юноша не имеет четких взглядов, говорит прямо. |
Взгляд устремлен вдаль, восторженный. Появляется боковое расширенное зрение. Видит главное и второстепенное в понятиях и событиях, способен к серьезному анализу ситуации. |
Легко воспринимает как вкусные блюда, так и полезные, может сочетать несколько видов диеты, с удовольствием экспериментирует с пищей. | ||||
Уровень сознания |
Критерии, по которым можно оценить уровень сознания | ||||||||||
Внимание |
Восприятие времени |
Внутреннее состояние |
Отношение к здоровью |
Речь |
Взгляд |
Отношение к еде | |||||
Взрослый (Живет для промысла Божьего. Мир делится на «Я», «Ты» и «Мы», где «Мы» - часть чего-то целого.) |
Чувствует законы мироздания. Поведение уравновешенное, стабильное. Уроки жизни усваивает с первого раза. |
Жизнь имеет ценность в качестве бытия. |
Проблемы решает быстро, имеет все необходимое: авторитет, дело, место в жизни, деньги. Умеет работать, способен выполнить за несколько дней задачу, которую другой будет решать месяц. Взрослый понимает, что возн-е проблемы - это его проблемы и не обвиняет других в их возн-и. Он умеет радоваться простым радостям, иногда ощущает озарение. Часто учит окружающих личным примером. Старается уйти от иррационального восприятия вещей, стремится к Истине. Полностью владеет собой, трудно вывести из себя. |
Взрослый радуется тому телу, которое у него есть, не пренебрегает своим здоровьем, смерть воспринимает как трансформацию, зная, что со смертью можно «договориться». |
Сухая, четкая, ясная. Слышится мелодия речи, нет слов-паразитов и междометий. |
Взгляд то мягкий, то спокойный, то острый, то колючий, проникающий, сверлящий. Проявляет видение – понимание причины проблемы. Видит подобное в подобном. |
Имеет свою систему питания, которая подходит именно ему. | ||||
Уровень сознания |
Критерии, по которым можно оценить уровень сознания | ||||||
Внимание |
Восприятие времени |
Внутреннее состояние |
Отношение к здоровью |
Речь |
Взгляд |
Отношение к еде | |
Старец (Живет ради самой жизни. Мир воспринимает как «Я», «Мы» и «Я», где «Я» - все есть «Мы». ) |
Исследует свое духовное «Я». |
Живет в благодати, которую источат своим присутствием. |
Испытывает просветление. Взаимодействует со стихиями. Для него не существует личных проблем. |
Искажений у старцев не бывает. Здоровье – неотъемлемая часть его сущности. Смерть воспринимает как необходимый и естественный процесс. |
Умеет разговаривать с животными и растениями. |
Видит подобное в неподобном, оперирует парадоксами, прямо и непосредственно видит причину. Взгляд глубокий, бездонный, лучистый. Зрение у старца круговое и объемное. |
Довольствуется самым малым и необходимым. |
УЧИТЕЛЬ