«На своем месте».

Проведено уже несколько десятков встреч с предпринимателями в формате круглого стола, и на каждом одной из самых обсуждаемых становится тема качества персонала. Не найти грамотного специалиста, сложно замотивировать работника на результат, сотрудники выполняют свою работу со скучающим видом и не торопятся совершать трудовые подвиги. «Как будто находятся не на своих местах», — разводят руками топ-менеджеры. Югорский Бизнес-журнал решил по-новому взглянуть на проблему, обратившись к истокам развития талантов и способностей, раскрытия потенциала с самого детства.

К участию в круглом столе были приглашены представители дошкольного образования: Людмила Чукина («Росинка»), Вера Луценко («Крошка Енот»), Ольга Кондрашкина («Пчелка»), Татьяна Вымекаева («Жемчужинка»), Оксана Черняйкина («Семья»). механика бизнеса Салахов (гимназия-лаборатория Салахова), Елена Полякова (центр гуманитарного образования «Лингва»). Высшую школу представляли Валентина Жукова (РГСУ) и Валерий Еськов (СурГУ). Главным экспертом круглого стола выступил Бернард Перси, член рекомендательного совета международной организации «Прикладное образование», американский педагог и писатель, разработавший программу, помогающую обнаружить в себе скрытые таланты и способности.

Мы ищем таланты

Это уже потом будут второе высшее, образовательные «инъекции» в виде семинаров, курсов повышения квалификации, программ MBA и прочее. Сначала же мы все — вернее, большинство из нас — проходим типичный путь: детский сад — общеобразовательная школа — вуз (или суз). Вопрос о том, насколько эффективны ме- тодики выявления способностей и их раскрытия, которые используются педагогами на каждом из этих этапов, пока по-прежнему остается открытым. Есть госстандарты, есть авторские программы, но при этом все также существует нехватка кадров, ресурсов и времени, есть внушительной ширины пропасть между дошкольным, школьным и вузов- ским образованием и многие другие негативные моменты.

Валерий Салахов, директор гимназии-лаборатории Салахова, за свои 50 лет педагогической деятельности на практике убедился в справедливости тезиса о том, что «неспособных детей не бывает». «Все зависит от того, в какой среде находится ребенок сейчас и где будет находиться далее, — говорит он. — Моя первая государственная награда связана с тем, что нам удалось перетянуть детей-даунов из системы здравоохранения в систему образования. Они успешно прошли обучение, им было понят- но, что такое кабинетная система и предметы социальной ориентации». По словам Салахова, в результате таких — на первый взгляд, довольно простых действий — продолжительность жизни 70% этих детей выросла почти в два раза. И самое главное — каждый из них проявил свои индивидуальные способности. Подопечные Валерия Са- лахова могли творить вещи своими руками — рисовать, выпиливать, сооружать, конструировать. «Этот пример еще раз показывает нам: наиболее сложная часть процесса заключается не только в том, что необходимо выявить природные способности ребенка, но и в том, чтобы не потерять их, дать им раз- виться. Напичкать детей как сосуд суммой знаний — задача несложная. А вот каким образом ребенок будет распоряжаться полученными знаниями, прописывать алгоритм своего движения и как он будет использовать свои возможности — это основа основ», — уверен Салахов.

Бернард Перси озвучил свой алгоритм, который, по его версии, поможет педагогам из любого ребенка вырастить одаренного. Первое — определить задатки природных способностей. «Талант — это естественная способность делать что-то хорошо, которая может быть развита до более высокого уровня. Очень часто ты делаешь что-то легко и просто, но не считаешь, что это — способность. Тебе кажется, что и другие люди также легко с этим справляются», — рассуждает Бернард Перси. 18-летний студент Перси из Венгрии, готовясь к олимпиаде по физике среди старшеклассников, за день до нее прочел учебник (а к национальной олимпи- аде готовятся месяцами!). В итоге показал завидный результат — занял второе место по всей стране. «Но при этом он даже не задумывался о том, что это тоже особый талант — так быстро воспринимать новую информацию и затем столь умело использовать свои знания», — подчеркивает Перси. Из второго пункта вытекает следующий — именно учитель обязан донести до ребенка, в чем тот уникален, помочь ему раскрыться. «Порой для этого педагогу необходимо буквально проникнуть в сознание подопечного — узнать, что ему нравится, что его интересует, что он считает важным», — продолжает Перси. Заключительный этап — педагог должен определить, каких целей ребенок желает достичь, намерен ли он строить свое будущее, опираясь на эти способности, или же намерен развивать другие? «Микеланджело однажды сказал, что он не создает скульптуры, а достает из мрамора то, что в нем уже заключено. Мы должны действовать как Микеланджело: английское слово «education» — от латинских «доставать наружу», — резюмирует эксперт.

К сожалению, времени на пристальное изучение личностных задатков у педагогов фактически нет — процесс получения образо- вания во многом походит на конвейер. «При этом в почете — репродуктивные знания, мы награждаем медалистов, а про троечников, которые к чему-то стремятся, забываем», — сетует Валерий Еськов, проректор по научно-исследовательской работе Сургутского государственного университета, профессор, доктор физико-математических наук. «Я не очень радуюсь, когда слышу, какое количество кандидатов наук защитило свои звания, — поддерживает коллегу Валерий Салахов. — Увы, это не те кандидаты, которые должны быть. Фактически они трансформируют теоретические знания, но не дают пути применения им. Особенно настораживает тот факт, что очень большой процент защитившихся не имеет опыта. Будучи студентом, учись на отлично — прием в аспирантуру обеспечен». Как было отмечено педагогами, сократить расстояние между учеником и его наставником возможно, но для это- го необходимо задуматься о смене образовательного стандарта. Так, подготовка школьников и студентов должна вестись на основе ис- следовательской и проектно-ис- следовательской деятельности.

Людмила Чукина, директор центра дошкольного образования «Росинка», обозначила еще одну проблему, которая в итоге становится «стрессом» для детей — отсутствие преемственности между детским садом, школой, а далее — высшим учебным заведением. «У нас в саду дети все читают стихи, участвуют в театральных постановках, поют, танцуют. Придя в школу, они замыкаются — школьная среда не благоприятствует продолжению раскрытия способностей. Индивидуальный подход нельзя путать с уважением личности ребенка — нужно обращать внимание на стремления, особенности психологического и личностного роста», — уверена педагог. «Зачастую складывается неправильное понимание того, что такое «индивидуальный подход» к каждому ребенку. Это вовсе не означает, что каждый из двадцати детей в группе детского сада будет иметь отдельного воспитателя», — отмечает Ольга Кондрашкина, директор центра дополнительного образования «Пчелка».

Минусом становится и то, что большая часть детей в частных центрах дошкольного образования — временные «пассажиры» (в силу разных обстоятельств родители все же предпочитают переводить детей в муниципальные детские сады). «Но постепенно растет процент тех кто доверяет детей исключительно нам, если позволяет финансовое поло- жение. Мы учим малышей работать, распределять свое время, общаться друг с другом. Очень многие родите- ли благодарны нам: придя в школу, их дети выделяются из общей массы и уровнем знаний, и привитыми на- выками самообслуживания», — от- мечтает Людмила Чукина.

О необходимости наведения мостов между системами образования говорит и Татьяна Вымекаева, руководитель центра психологического сопровождения развития ребенка «Жемчужинка», кандидат психологических наук. «Также я являюсь преподавателем СурГУ и вижу: привить студентам наслаждение от познания очень тяжело — они не умеют учиться, и работать над этим необходимо с самого раннего возраста. В нашем центре мы занимаемся с детьми в возрасте от полугода. На занятиях они находятся исключительно с родителями — потому что роль мамы и папы в познании мира нельзя недооценивать», — резюмирует она.

Каждому по способностям

Участники круглого стола сошлись во мнении: вопрос мотива- ции по-прежнему остается одним из самых сложных — как замотивировать ребенка, как сохранить в нем стремление к познанию и при этом привить иммунитет к внешним обстоятельствам? «Бернард Шоу однажды сказал: все, чего мы хотим достичь, чтобы ребенок стремился за знаниями, а не знания гнались за ребенком. И эта фраза стала лейтмотивом моей педагогической деятельности. Не должен родитель каждый вечер говорить ребенку: «Учись, пока у тебя есть возможность, пока мама с папой платят за твое образование». Ребенок должен сам просить прочесть ему книжку. На протяжении многих лет я работаю с детьми, и большую часть времени трачу на то, чтобы определить мо- тив, который подстегнет в ребенке стремление к познанию», — рассуждает Бернард Перси. Валерий Еськов уверен, что проблема нераскрытия талантов и способностей ребенка имеет социальные причины (не генетические, психологические или любые другие предпослылки). На протяжении 20 лет Валерий Еськов сотрудничает с председателем комиссии по поддержке одаренных детей при президенте РФ. «Ровно столько же в стране действуют интернаты — туда попадают одаренные дети, которые с пяти лет играют на скрипке, доказывают теоремы... После выхода из интерната свои первоначальные способности сохраняют и подтверждают только 5%. По-прежнему существует проблема перехода потенциальной одаренности в актуальную», — уверен представитель системы высшего образования.

Педагоги подчеркивают: для формирования способностей должна быть создана особая среда, а для этого необходима готовность государства инвестировать в таланты фактически с момента начального развития. «На протяжении почти 70 лет США ежегодно собирает более 40 команд на состязание Intel ISEF — в нем принимает участие полторы-две тысячи учащихся. Призовой фонд — 2 млн долларов, общие затраты — до 20 млн. В на- шей стране одаренным детям такие деньги и не снились! — говорит Валерий Еськов. — Но высокая мотивация к познанию позволила школьнику из Югры стать абсолютным призером этих соревнований, и Россия впервые за 68 лет подобных состязаний получила флаг с Капитолия США».

Елена Полякова, исполнительный директор центра гуманитарного образования «Лингва», советует для поддержания мотивации придерживаться позиции заслуженного деятеля науки РФ, профессора Пассова, который рекомендовал обратить внимание на несколько составляющих индивидуализации в процессе образования. Первое — это то, что дано человеку от природы. Второе — умеет ли ребенок учиться, и насколько охотно он это делает? Третье — то, что интересно именно этому ребенку? Только ответив на эти вопросы, а также создав особые условия для развития, мы можем говорить, что каждому в данном  образовательном учреждении гарантирован индивидуализированный подход, уверена педагог. «В Сургуте, к сожалению, очень ограниченный круг профессионалов обладает методической грамотностью для того, чтобы научить учиться, понимать смысл собственной образовательной деятельности и управлять ею, — рассуждает Полякова. — К большому огорчению, объектная позиция участников образовательного процесса преобладает над субъектной. Поэтому учитель говорит «Открой- те книгу», не объясняя, зачем это необходимо сейчас детям, и ученики открывают — читают — пишут, не задумываясь».

Порой невнимательность педаго- гов оборачивается тем, что человек со школьной скамьи теряет интерес к познанию. «За 20 с лишним лет педагогической деятельности я видел огромное количество детей троечников, от которых отказывалась школа. А в нашем вузе они совершали чудеса — занимали первые места на олимпиадах, становились кандидатами наук, — вспоминает Валерий Еськов. — На моем потоке в университете был студент, которого отчисляли каждый семестр. А он к 25 годам без аспирантуры стал кандидатом наук, к 29 годам первый на потоке защитил докторскую диссертацию. И сейчас никто не вспоминает о том, что этот профессор был когда-то худшим студентом на курсе. Его история говорит о специфике мотивации — он был узким специалистом. Сдать 4–5 экзаменов для него — это много, а когда он сосредоточил свои силы на одном направлении, то у него раскрылся талант». В качестве положительного примера Валерий Еськов приводит систему образования Японии. Здесь 97% выпускников школ поступают в университеты, отсев к моменту окончания — 0,1%, почти четверть выпускников вузов становятся аспирантами. «И через 15–20 лет каждый четвертый японец, которого вы встретите, будет доктором наук. Мотивация — в первую очередь! Японский ребенок настроен на получение знаний в разных областях. В России, к сожалению, избрали американскую модель образования. Во всем мире идеальной моделью человека становится «Человек — интеллектуальный, информационный гений», у нас пока — равнение на финансовых гениев», — уверен Валерий Еськов.

Бернард Перси считает, что за- мотивировать ребенка возможно, используя систему вызовов. «Вызовом станет сложная задача, которая будет связана с его талантами, индивидуальностью», — утверждает Перси. Один из его учеников совершенно потерял интерес к школе — постоянно опаздывал, не выполнял домашние задания. Тогда Перси решил воспользоваться его талантом — мальчик отлично ремонтировал различные вещи и очень любил конструировать. Первые попытки не увенчались успехом — задачи, которые ставил Перси, были слишком легкими. И однажды, когда в классе сбежал из живого уголка хомячок, педагог попросил ребенка соорудить ловушку. «На следую- щий день я пришел в школу и уви- дел мальчика, который уже ждал меня — в непривычно раннее для него время. Его ловушка сработала, хомяк был отправлен в свою клетку, а отношение к школе с тех пор изменилось — ребенку стало интересно сюда приходить и проводить время за учебой», — отмечает Перси.

Игра в пинг-понг

Вечный спор — кто несет большую ответственность за развитие ребенка — школа или семья? По версии Валерия Салахова, в на- стоящее время учитель и школа в целом уже не рассматриваются как первоисточник информации: учителя окончательно уступили функцию первого информатора, главное — поддерживать интерес ребенка на острие. По словам Татьяны Вымекаевой, современные родители, осознав возможности системы образования, все чаще перекладывают ответственность на педагогов. «Но ведь познавательный интерес проявляется в ребенке раньше, чем он попадает в детский сад или школу. И система, то есть педагоги и воспитатели, получают ребенка уже либо со сформировавшимися интересами, либо с их отсутствием. При этом далеко не все родители обращаются в центры, подобные нашему, они не считают нужным водить ре-бенка в какое-то особое подготовительное заведение и не стремятся, чтобы он попал именно в ту школу, где хорошо учат», — рассуждает она. И, даже обращаясь в центры дошкольного образования, скорее хотят устроить ребенка на время, но никак не ищут дополнительных возможностей для его развития. Установка родителя — отдать дитя на поруки системы, и с первого визита в образовательное учреждение начинается игра в пинг-понг: ребенка перекидывают от родителей к педагогам и обратно. «Система образования направлена на то, чтобы воспитывать и растить хороших учителей. Но кто будет растить родителей? Кто объяснит отцу или матери, что нельзя отдать ребенка в сад и больше с ним ничем не заниматься? — продолжает Татьяна Вымекаева. — Каждый день мне звонят и спрашивают: моему ребенку год-полтора-два, вы возьмете его к себе? Нет, мы принципиально не принимаем детей в столь раннем возрасте без родителей, так как считаем, что в этом возрасте дети и родители должны быть рядом максимальное количество времени. Да, я заинтересую ребенка, его глаза распахнутся, но всего на несколько часов! Потом он вернется домой». «Родители выполняют свою функцию, — встает на защиту семьи Валерий Салахов. — К сожалению, пока они знают только то, что должны родить ребенка, потом накормить его, вырастить, обеспечить достойную жизнь, и в этих заботах не всегда вспоминают о том, что есть и другие потребности. В Липецкой области не так давно провели опрос учеников старших классов. На вопрос «Почему ваши родители предъявляют претензии учителю и образовательному учреждению?», почти 90% детей ответили: «Они защищают себя». Это мощная фраза!»

Педагоги правы — ни система образования, ни государство не будут настолько внимательны к ребенку и его способностям, как семья. «Почему Япония показывает такие мощные результаты? — спрашивает Татьяна Вымекаева. — По той причине, что там сильнейший институт семьи, мощнейшая культура, в которой личность ребенка формируется до пяти лет: у него закладываются ценности, интерес к миру, отношение к взрослому, то есть то, что называется фундаментом». Валерий Еськов в дистанцировании семьи от процесса развития ребенка видит трагедию страны: «Потеряв этот политический компонент, мы не смогли вернуть момент религиозный. В итоге остались ни с чем».

Людмила Чукина подчеркивает — важное значение в развитии ребенка имеют семейные традиции. «К примеру, в выходной день вся семья может собираться за одним столом. Не забывают про дни рождения родных. Праздник 9 мая — это не просто очередной выходной. Это многое дает ребенку — уважение к другим людям, к интересам тех, кто рядом. Во многих семьях традиции утрачены, потому что нет времени, потому что родители с утра до ночи пропадают на работе, а то и не одной, и встречаются толь- ко тогда, когда дети уже спят. Введя определенные традиции в детском саду, мы стремимся, чтобы они прижились и в семьях наших воспитанников», — рассуждает она.

Валентина Жукова, директор филиала Российского государственного социального университета в Сургуте, также считает, что семья — это первый институт социализации. «К сожалению, в нашем обществе этот институт теряет свои позиции. Я уверена, что многие сегодняшние перегибы — это, скорее всего, отголосок того, что институт семьи претерпевает изменения, и не в лучшую сторону. Работать с семьей в тот момент, когда она уже сформирована, — это хорошо. Но хотелось бы нацелить наш образовательный процесс быть на шаг впереди — начинать работу до того, как разные люди, с разными моделями семьи начинают строить свою ячейку общества. Это воз- можно делать и в школе — ребенок должен понимать, что такое семья, каковы ее функции, каково в ней распределение ролей», — уверена Жукова.

Елена Полякова считает, что эта негативная тенденция со временем будет проявляться все менее остро: «Количество семей, которые обращаются к услугам, не предлагаемым госучреждениями, увеличивается из года в год. Люди осознали, что сад – школа – вуз — это стандарт, нечто общее, а специализированные центры — различное, индивидуальное». Елена Полякова затронула и еще одну важную проблему — вопрос качества самого педагогического персонала. «Учитель перестал быть основным поставщиком информации. Но педагог по-прежнему должен быть интересен ученикам как личность. И тут вырисовывается проблема: учителя порой тоже действуют по инерции, им не интересно что-то узнавать, общаться с новыми людьми, проявлять собственную любознательность», — резюмирует она. Своим опытом работы с педагогическими кадрами поделилась Людмила Чукина: «Когда я принимаю педагога на работу, не стесняюсь беседовать с ним о великой миссии воспитывать детей дошкольного возраста. Твой менталитет, твой духовный уровень, твое мировоззрение — ты как личность каждый день, из часа в час «впитываешься» в ребенка. И он пронесет крупицу тебя через годы. Высокий профессиональный уровень — это само собой разумеется. Но личностные качества педагог должен в себе культивировать так же изо дня в день».

Именно неготовность педагогических кадров к нововведениям как один из блокирующих факторов развития системы образования отмечает и Валерий Салахов. В своей гимна- зии он провел эксперимент и ввел курсы ораторского мастерства — чтобы дети не боялись публичных выступлений, без стеснения участвовали в диспутах и привыкли к микрофону. «Но я столкнулся с тем, что сами педагоги оказались к этому не готовы — они боятся микрофона, боятся сцены, в целом — любого публичного выступления за пределами своей классной комнаты. В итоге в течение года я был вынужден гото- вить кадры и только потом приступить к обучению детей», — рассказы- вает Салахов. По словам Бернарда Перси, ситуация в Америке мало отличается от описанной в России — в Америке у учителей также нет сво- боды выбора, и их работу оценивают по результатам учеников на экзамене. «В итоге учителя винят во всем учеников и их семьи — вы глупые, вы ничему не способны научиться, вы ужасное поколение...», — говорит Перси. Но есть несомненные фанаты своего дела, которые знают, что такое искусство мотивации и могут пользоваться им в отношении не только детей, но и их родителей. Пример из практики Перси. Директор небольшой и непрестижной школы в США получил премию как лучший директор в стране. Он долгое время пытался вовлечь родителей в процесс образования. И однажды у него это получилось. Вызвав родителей первоклашек еще в мае, он сообщил: есть исследование, которое показывает — если ребенок приходит в школу, зная определенный минимум, он будет более успешным учеником. «Мы, учителя, несем ответственность за обучение вашего малыша, но то, каким он придет в школу, — ваша забота», — сообщил он родителям и выдал список того, чем должен владеть ребенок, придя в первый класс, — знать алфавит, уметь писать свое имя, считать до десяти и прочее. «В сентябре он обещал провести тестирование первоклашек, но так ни разу его и не провел—и без того было понятно, что родители вдохновятся результатами исследования, которое на самом деле было придумано им самим. Ему было важно дать родителям понять, что и они с самых первых дней несут ответственность за успехи ребенка. И у него это получилось, — резюмирует Бернард Пер- си. — Через определенное время его школа из образовательного учреждения с самыми низкими результатами по городу превратилась в настолько успешную, что в ней даже появилось два дополнительных класса — чтобы дети не уходили отсюда слишком рано».

Без перегибов

Обнаружив в ребенке талант, и родители, и педагоги, как правило, относятся к этому фанатично. Большинство не умеют справиться с желанием сосредоточить усилия на развитии у ребенка только одного таланта для достижения фантастических успехов. А значит — отсутствие детства и полное погружение в процессы познания в этом направлении ребенку гарантированы. «Родители, заметив у малыша способность к чему-то, начинают ее культивировать. Ребенку три года, и он хорошо поет — и вот ему предлагают петь почти постоянно, позабыв обо всем другом. Хорошо плавает — значит проводит дни напролет на тренировках в бассейне. В итоге ребенок вынужден смириться с наличием тех способностей, которые родители обнаружили или же очень хотели в нем обнаружить», — рассуждает Татьяна Вымекаева. По ее словам, оптимальный вариант выявления способностей — дать ребенку до 7–8 лет возможность попробовать всего по чуть-чуть: в соответствии с возрастом. Ведь чтобы возник индивидуальный выбор, должен накопиться опыт в разных видах деятельности.

Второй перегиб — школьный. Получив статус одаренного ребенка, ученик страдает — от чрезмерно большого количества учителей, которые будут стремиться сделать его участником всевозможных олимпиад, брейн-рингов и прочих интеллектуальных состязаний. В итоге ребенок или очень быстро устает, или же понимает — он «звезда», пусть и на школьном уровне. Валерий Салахов уверен — не должно быть чрезмерного выпячивания способностей (мы помним: неспособных детей не бывает). «Необходимо уберечь ребенка — чтобы из разряда больных «звездной» болезнью он не перешел в число «ботаников» — и тех, и других ученическое сообщество принимает неохотно, — говорит педагог. — Мы свою работу строим именно по такому принципу — внушаем каждому выдающемуся ребенку, что он мог бы выглядеть еще мощнее, если бы, к примеру, показал неплохие результаты не только в учебе, но и спорте. Ребенок должен понимать, что он такой же, как все. Наш воспитанник Димитрий Гребенюк взял серебро на российской олимпиаде по химии, но когда учителя химии положили в больницу, он пошел читать этот предмет своим одноклассникам. Он был в этой части признанно уважаемым лидером», — резюмирует Салахов.

По словам Валерия Еськова, креативный человек все же нуждается в поддержке, равно как и общество нуждается в одаренных людях — именно они задают вектор развития всему человечеству. «А как его, одаренного в бизнесе, промышленности или математике, поддерживать? Эта задача, к сожалению, не только в нашей с вами компетенции, но и в руках государства, — говорит Еськов. — Беда России, которая до сих пор переживает переходный возраст, в том, что все человечество теряет гениев с этой территории». Дело не доводится до конца: замеченная одаренность довольно часто не имеет шансов актуализироваться. Потеря мотивации — и в итоге ребенок не растет, а движется по инерции, из школы — в вуз и далее по жизни. Но ведь уже доказано — любой ребенок добьется многого, если его замотивировать с самого раннего детства. И, рассуждая об этом, нужно, прежде всего, стремиться к синергичности — дружному тандему между учителем и учеником, между членами семьи и между самими учителями.

Галина Липатова
Статья предоставлена центром "Прекладное Образование СНГ"